Ремонт двигателей с рабочим объемом цилиндра 125 и 175 см в кубе.

Надежность и безотказность в работе мотоцикла, зависят не только от правильного и своевременного обслуживания, но и от исправного состояния всех узлов и деталей.

Текущий ремонт мотоциклов, выполняется в процессе эксплуатации.
Средний – после пробега мотоцикла 6-8 тыс. км.
Капитальный ремонт – после 15 тыс. км.
Основными работами по среднему и капитальному ремонту являются снятие и разборка одного или нескольких узлов, замена вышедших из строя в результате естественного износа деталей и последующая сборка разборных узлов с установкой их на мотоцикл.

Разборка и ремонт двигателя

Для замены изношенных деталей цилиндро-поршневой группы заводом изготавливаются запасные части трех ремонтных размеров: номинального - 0, первого - 1 и второго размеров - 2.

Цилиндры номинальных диаметров мотоцикла Цилиндры номинальных диаметров мотоцикла Восход 175 кубов ремонтный размер цилиндров мотоциклов 125 кубов

Таблица 36

Номинальные и ремонтные размеры цилиндров двигателей

Марка мотоцикла Индекс группы Номинальные диаметры цилиндров, мм Диаметры цилиндров ремонтных размеров, мм
1 2
К-175, Восход 0 61, 75-61, 74 62, 25-62, 24 62, 75-62, 74
1 61, 74-61, 73 62, 24-62, 23 62, 74-62, 73
2 61, 73-61, 72 62, 23-62, 22 62, 73-62, 72
М1А, М1М, К-125К-125М, К-55, К-58 0 51, 995-51, 985 52, 245-52, 235 52, 495-52, 485
1 51, 985-51, 975 52, 235-51, 225 52, 485-52, 475
2 51, 975-51, 965 52, 225-52, 215 52, 475-52, 465

Таблица 37

Размеры поршней

размеры поршней 125 кубов размеры поршней 175 кубовых мотоциклов
Марка мотоцикла Индекс группы

Номинальный и наименьший диаметры  поршней в нижнем поясе, мм Диаметры поршней в нижнем поясе ремонтного размера, мм
1 2
М1А, М1М, К-125К-125М, К-55, К-58 0 51, 92-51, 91 52, 17-52, 16 52, 42-52, 41

1 51, 91-51, 90 52, 16-52, 15 52, 41-52, 40
2 51, 90-51, 89 52, 15-52, 14 52, 40-52, 39
К-175, Восход 0 61, 68-61, 67 62, 18-62, 17 62, 68-62, 67
1 61, 67-61, 66 62, 17-62, 16 62, 67-62, 66
2 61, 66-61, 65 62, 16-62, 15 62, 66-62, 65

Новые поршень и палец комплектуются так, чтобы цветные метки на бобышке поршня и торца пальца были одного цвета.

Поршневые кольца изготавливаются по диаметру трех размеров: 52, 52,25 и 52,5 мм (К-175, Восход-2м – 61,75, 62,25 и 62,75 мм). Кольца диаметром 52 мм устанавливаются на поршнях номинального размера, кольца диаметром 52,25 мм – на поршнях первого ремонтного размера и кольца 52,5 мм на поршнях второго ремонтного  размера. Размер кольца определяется по его цветной метке: на  кольцах диаметром 52,5 мм нанесена белая краска, на кольцах диаметром 52,25 мм – красная, На кольцах номинального размера диаметром 52 мм цветные метки не наносятся.

Разборка и ремонт поршневой группы.

Разборка производится для выявления и устранения причин снижения мощности, перегрева, появления стуков и уменьшения компрессии. Двигатель при этом разбирается частично или полностью. Частичная разборка производится при ремонте поршневой группы и состоит в снятии головки цилиндра, цилиндра и, если необходимо, поршня. Во время этой разборки производится очистка головки цилиндра, днища и канавок поршня от нагара, замена изношенного цилиндра, поршня, поршневых колец, пальца и бронзовой втулки малой головки шатуна.

Эти ремонтные работы проводят на двигателе, не снимая его с рамы и не отсоединяя топливный бак.

Последовательность частичной разборки двигателя:

1. Снимают со свечи наконечник провода высокого напряжения и вывертывают свечу из головки цилиндра;

2. Отсоединяют от декомпрессора трос управления;

3. Ослабляют болт хомутика крепления карбюратора, снимают карбюратор вместе с закрепленным на нем воздухоочистителем с впускного патрубка цилиндра;

4. Отсоединяют выпускную трубу от цилиндра, отворачивая гайку крепления трубы к выпускному патрубку цилиндра;

5. Отвертывают гайки крепления головки цилиндра и снимают головку со шпилек, ввернутых в картер;

6. Снимают прокладку, установленную между головкой и цилиндром;

7. Снимают со шпилек, ввернутых в картер, цилиндр, а также фасонную бумажную прокладку, проложенную между картером и цилиндром.

  При осмотре головки проверяют состояние резьбы под свечу. Если резьба имеет забоины или срыв первых ниток, необходимо прогнать резьбу метчиком М14 шаг 1,25 и очистить трехгранным шабером нагар с внутренней поверхности головки.

При осмотре поршня и цилиндра проверяют:

А) наличие нагара на днище. Если есть нагар, очищают днище шабером или ножом. Применять для очистки наждачную шкурку  или напильник  нельзя, так как в местах задиров нагар  при дальнейшей работе двигателя будет отлагаться особенно интенсивно. Чтобы уменьшить нагарообразование, очищенную от нагара поверхность днища поршня надо отшлифовать суконкой до зеркального блеска. Очистку от нагара головки цилиндра днища и канавок поршня следует производить через каждые 6000 км пробега мотоцикла.

Таблица 4

Зазоры в замке поршневого кольца

Зазор в замке поршневого кольца в цилиндре, мм Марка мотоцикла
М1А, М1М, К-125, К-125М, К-55, К-58 К-175, Восход
0,2 – 0,35 0,2 – 0,3

Б) плотность посадки поршневого пальца в бобышках поршня и в бронзовой втулке малой головки шатуна. Если посадка пальца в бобышках свободная при покачивании поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца, наблюдается хотя бы незначительная качка, надо снять поршень с шатуна и подобрать палец большего диаметра;

В) состояние поверхности зеркала цилиндра и величину зазора между поршнем и зеркалом цилиндра. Зеркало цилиндра должно быть без рисок и задиров, образованных пальцем при выпадении замочных колец или поршневыми кольцами. На зеркале не должно быть наволакивания (наплывов) алюминия вследствие частичного заклинивания поршня или работы двигателя при недостаточной смазке.

Цилиндр, имеющий риски и задиры, уменьшающие компрессию, должен быть заменен новым или же расточен на токарном станке и затем отшлифован наждачной пастой в станке или разжимным притиром вручную в тисках.

При расточке цилиндра с испорченным зеркалом следует помнить, что максимальный диаметр расточенного и отшлифованного цилиндра не должен быть более 52,495 мм (для К-175 и восход-2м – не больше 62,75 мм).

Для предварительного грубого определения наличия износа цилиндра его внутреннюю поверхность просматривают на свет. В случае износа зеркала цилиндра в его верхней части (в нескольких миллиметрах от верхней плоскости) будет хорошо видна кольцевая теневая риска. Эта риска появляется потому, что верхнее кольцо при работе двигателя не доходит примерно на 4-5 мм до верхней плоскости цилиндра, и зеркало цилиндра на этом участке не подвергается износу. Граница между изношенной и неизношенной частями цилиндра и представляется в виде теневого кольца. И чем больше износ цилиндра, там резче это кольцо заметно. При значительном износе цилиндра границу между его изношенной и неизношенной частями можно определить на ощупь;

Г) отсутствие нагара на окнах цилиндра. Если на окнах имеется нагар, его нужно удалить шабером. Нагар на окнах очень вреден, так как, изменяя проходное сечение окон, он не только нарушает правильность продувки, но и заставляет двигатель работать в худших условиях наполнения горючей смесью, т. е. уменьшает его мощность.

Далее для осмотра двигателя вынимают небольшими плоскогубцами из углублений в бобышках поршня замочные пружинные кольца, препятствующие продольному перемещению пальца, и снимают поршень с шатуна путем выпрессовки пальца. Палец выпрессовывается из бобышек поршня при помощи хомута с винтом или легкими ударами по выколотке из алюминия или латуни

Выпрессовка и запрессовка поршневого пальца

При удалении пальца выколачиванием необходимо придерживать или подпереть поршень деревянным бруском с противоположной ударам  стороны. Если это не сделать, можно искривить шатун и испортить его большую головку.

С поршня снимают кольца, для чего его ставят на стол; верхнее кольцо осторожно раздвигают пальцами рук в замке, выводят из канавки и затем снимают кольцо с поршня через головку. При этом следует пользоваться металлическими пластинками, которые вставляются под кольцо в месте разъема и раздвигаются по окружности, выводя кольцо из канавки. Такой способ обеспечивает снятие кольца без поломок и деформации. В таком же порядке снимают и второе кольцо.

Способы снятия и надевания поршневых колец

При осмотре поршня и колец в первую очередь проверяют изношенность колец и их упругость. Толщина новых, неизношенных колец должна быть равной 2,1 мм (с отклонением на 0,08 мм в большую или меньшую сторону). Потеря упругости кольца определяется по величине зазора в замке. Зазор в замке у новых или не потерявших упругости колец должен быть в свободном состоянии равен 7 – 10 мм. Изношенные и потерявшие упругость кольца надо заменить новыми.

Если на новых кольцах отсутствуют цветные метки, кольца следует промерить штангенциркулем (при промере концы замка соединяют) или же подобрать опытным путем.

При подборе новое кольцо осторожно  сжимают в замке, вводят в цилиндр и устанавливают в нем  в 20 – 30 мм от верхней плоскости цилиндра.

Измерение зазора в замке поршневого кольца щупом

Для того чтобы кольцо встало в цилиндре без перекоса, его следует выровнять поршнем, вводимым в цилиндр вслед за кольцом. Если при промере щупом зазор в замке кольца находится в пределах, указанных в табл. 41, то кольцо пригодно для установки на поршень. Кольцо, имеющее слишком большой зазор в замке, должно быть заменено другим. Недостаточный зазор в замке во избежание порчи зеркала доводят до нормального опиливанием торцов кольца.

Спиливание стыка

Высота кольца должна соответствовать ширине канавки поршня. Для проверки высоты кольца его вставляют наружной стороной в канавку. Кольцо должно прочно входить в канавку под действием своего веса.

Проверка соответствия кольца глубине канавки в поршне

Если в изношенный цилиндр, новые кольца, двигатель при пробеге первых 200 – 300 км обычно работает с пониженной компрессией. Это объясняется недостаточно плотным прилеганием новых колец к несколько эллиптической поверхности разработанного цилиндра. По мере работы кольца постепенно пришлифовываются к цилиндру, и двигатель начинает лучше тянуть и работать на полную мощность.

При наличии нагара в канавках и на кольцах. Канавки и кольца с внутренней стороны надо очистить. Удаляют нагар из канавок ножом или обломком старого кольца, стремясь не задеть металл поршня и не расширить канавки. Чтобы размягчить нагар в канавках, рекомендуется поршень предварительно положить на несколько часов в денатурированный спирт.

При осмотре поршневой группы следует особенно тщательно установить величину зазора между юбкой поршня и зеркалом цилиндра. Этот зазор должен быть не меньше 0,065 мм и не больше 0,085 мм, т. е. находится в пределах установленных допусков (см. табл. 36-37).Устанавливать величину этого зазора можно, промерив микрометром диаметр поршня в его нижней части – юбке и штихмасом – диаметр цилиндра. Разница между диаметрами цилиндра и поршня будет равна величине зазора.

Установить приблизительно величину зазора между поршнем и цилиндром, не имея микрометра и штихмаса, можно только при помощи щупа. Зная, что максимальный зазор между цилиндром и поршнем должен быть не более 0,085 мм, между юбкой поршня и зеркалом цилиндра вводят пластину щупа толщиной 0, 09 мм. Если пластина такой толщины входит в зазор, то это показывает, что величина зазора превышает установленный максимальный допуск и в цилиндр должен быть установлен поршень большего диаметра.

Приобретать новый поршень определенного размера можно лишь после предварительного определения штихмасом диаметра разработанного цилиндра.

Например, если диаметр разработанного цилиндра оказался равным 52,49 мм, то для получения зазора в пределах 0,065 – 0,085 мм с ним необходимо спарить поршень диаметром 52,42 мм. При отсутствии штихмаса или штангенциркуля с достаточной точностью отсчета (обычные штангенциркули с точностью 0,1 мм непригодны для измерения диаметра поршня) можно подобрать поршень с помощью щупа, но при этом необходимо иметь 2 – 3 поршня различных ремонтных размеров.

Для того чтобы подобрать поршень при помощи  щупа, в цилиндр вставляют новый поршень наименьшего ремонтного размера и в зазор между поршнем и стенкой цилиндра вводят пластину щупа толщиной 0,09 мм. Если эта пластина свободно входит в зазор, то поршень не пригоден для установки в цилиндр и вместо него ставят другой, большего ремонтного размера, и вновь проверяют величину зазора щупом. Если при установке второго поршня в зазор входит пластина толщиной 0,07 мм и не входит пластина толщиной 0,09 мм, это показывает, что величина зазора находится в пределах 0,07 – 0,08 мм, т. е. поршень ремонтного размера подобран правильно и может работать в комплекте с разработанным цилиндром.

Измерять зазор щупом необходимо снизу цилиндра с поршнем, установленным в таком положении, что его головка находится на одном уровне с верхней плоскостью цилиндра.

Установка в цилиндр хотя и нового, но несогласованного с диаметром цилиндра поршня ремонтного размера может привести к тому, что поршень или заклинится при первом же запуске или еще больше усилится стук.

Разработанный цилиндр диаметром свыше 52,495 мм заменяется новым цилиндром нулевой, первой или второй номинальной размерной группы. Одновременно с цилиндром комплектуются новый поршень номинального размера обязательно такой же размерной группы, как и цилиндр.

Разработка верхней бронзовой втулки шатуна определяется качанием пальца во втулке. Разработанную втулку  выпрессовывают из верхней головки шатуна настольными тисками. Новую втулку запрессовывают в головку при помощи болта с гайкой.


Выпрессовка и запрессовка втулки верхней головки шатуна

Собирают поршневую группу в следующем порядке:

Вставляют замочное кольцо в канавку одной из бобышек поршня. Поршень, нагретый в кипящей воде, надевают на шатун, совместив отверстия бобышек с отверстием бронзовой втулки верхней головки шатуна. Предварительно охлажденный в холодной воде и смазанный маслом палец вставляют в бобышки поршня и в отверстие бронзовой втулки шатуна до упора в ранее вставленное замочное кольцо. Если палец слишком туго входит в бобышки, можно дослать его на место легкими ударами выколотки. Соединение поршня с шатуном следует делать быстро, чтобы не нагрелся палец и не остыл поршень. Соединить поршень с шатуном при их одинаковой температуре можно, только затратив значительное усилие и с опасностью задира бобышек поршня.

Устанавливать поршень на шатуне следует так, чтобы нанесенная на его днище стрелка была направлена вперед по движению дорожного мотоцикла. При таком положении замки поршневых колец находятся в задней по ходу мотоцикла части поршня и не могут при работе двигателя попасть в окна цилиндра, что вызвало бы их поломку с нанесением повреждений зеркалу цилиндра.

1. Вставляют в бобышку поршня второе замочное кольцо, надевают на поршень через головку поршневые кольца и устанавливают их в канавках так, чтобы они своими замками опирались на штифты, препятствующие их проворачиванию в канавках.

2. На шпильки крепления цилиндра надевают фасонную бумажную прокладку, предварительно смазанную маслом, и опускают ее на картер.

3. Цилиндр со смазанным маслом зеркалом надевают на шпильки и медленно опускают вниз до тех пор, пока его нижняя часть не найдет на головку поршня. После этого верхнее поршневое кольцо сжимают пальцами в замке, и цилиндр легкими ударами по его верхней плоскости опускают на кольцо. Таким  же образом цилиндр надевают и на нижнее поршневое кольцо, опуская вниз до установки на картере.

4. На верхнюю плоскость установленного на картере цилиндра ставят прокладку. При порче старой прокладки и отсутствия новой можно временно проложить самодельную прокладку, вырезанную из листовой красной меди толщиной 0,3 – 0,5 мм.

5. Надевают на шпильки головку цилиндра и закрепляют ее четырьмя гайками при помощи торцового ключа. Для того чтобы не вызвать вредных перенапряжений и равномерно прижать прокладку, гайки следует завертывать крест-накрест.

6. Ввертывают в головку свечу и присоединяют к декомпрессору трос управления декомпрессором. Надевают на впускной патрубок цилиндра карбюратор и закрепляют его, затягивая болт хомутика.

7. Навертывают гайку крепления выпускной трубы глушителя на выпускной патрубок цилиндра.

Заменить коленчатый вал, коренные подшипники, детали коробки передач и механизма переключения передач, находящиеся в одном блоке с двигателем можно только при полной разборке двигателя, разъединив половины картера.

Похожие статьи:
  1. Релe-pегулятор мотоцикла К-125
  2. Технические характеристики мотоцикла Восход 2м
  3. Мотоцикл Восход 3М
  4. Мотоцикл Ковровец 175А
  5. Мотоцикл К-125 - характеристики
  6. Подбор поршня к цилиндру мотоцикла Восход
  7. Тюнинг двигателя мотоцикла Восход