Ремонт колес мотоцикла Восход

Ремонт колес мотоцикла начинается со снятия колес.

Для снятия переднего колеса мотоциклов М1А, М1М, К-125 и К-125М необходимо:

  1. нажать на фиксатор и вынуть из тормозного диска гибкий вал привода спидометра;
  2. отвернуть контргайку и ввернуть до отказа регулировочный винт троса тормоза переднего колеса, установив винт и контргайку так, чтобы их прорези совпадали с прорезью кронштейна;
  3. рычаг кулачка тормоза приподнять, вывести наконечник оболочки троса из зенковки регулировочного винта и вынуть трос через прорезь винта, гайки и кронштейна;
  4. вывести наконечник троса переднего тормоза из рычага тормозного кулачка:
  5. отпустить обе гайки оси переднего колеса и вынуть колесо вместе с тормозом.

Установку переднего колеса на мотоцикл следует производить в обратном порядке, при этом обращать внимание на то, чтобы реактивный упор на правом пере вилки вошел в паз на тормозном диске.

Для снятия заднего колеса необходимо:

  1. разъединить цепь и снять ее;
  2. отвернуть барашек тяги ножного тормоза;
  3. отпустить гайки задней оси;
  4. выведя ось из прорезей рамы, наклонить мотоцикл на бок и снять заднее колесо.
Снятие заднего колеса

Установка заднего колеса производится в обратном порядке, при этом необходимо следить за тем, чтобы реактивный упор на правой нижней трубе рамы вошел в паз, тормозного диска.

Колеса могут иметь следующие неисправности:

  1. ослабление натяжения спиц;
  2. радиальное биение обода колеса или эллипс;
  3. осевое биение обода, иначе называемое «восьмеркой»;
  4. боковую качку, являющуюся следствием разработки шарикоподшипников.

Ослабление натяжения спиц можно определить, постукивая их поочередно каким-либо легким металлическим предметом, например ключом. Ослабшие спицы издают тупой дребезжащий звук и их надо немедленно, не снимая колеса, подтянуть, вращая ниппеля специальным ключом или плоскогубцами.

Продолжительная езда с ослабленными или оборванными спицами недопустима, так как ведет к искривлению обода колеса. Ремонт мотоцикла неизбежен. Для замены оборванных спиц следует снять колесо с вилки и демонтировать шину. При некотором навыке удается вставить одну-две оборванные спицы и не снимая колеса. Для этого концы оборванной спицы удаляют из фланца ступицы и обода колеса, новую спицу продевают в отверстие во фланце и плотно закрепляют в нем расклепанным концом. Закрепленную во фланце и слегка изогнутую рукой спицу вводят в отверстие утопленного в обод ниппеля, который затем наворачивается на спицу в обычном порядке. При установке новых спиц необходимо следить, чтобы их концы не выступали из ниппелей. Во избежание прокола камеры выступающие концы спиц следует обкусить кусачками или спилить напильником заподлицо с ниппелем.

Для проверки концентричности колеса, а также для выявления мест наибольшего искривления обода с колеса снимают шину и к ободу вращающегося колеса последовательно сбоку и сверху подносят кусок мела. При проверке радиального биения мел подносят к ободу сверху. Появление следов мела на двух противоположных участках обода говорит о его деформации и овальности. Овальность обода (эллипс) устраняют, ослабляя спицы на участках, не имеющих следов мела, и натягивая спицы на замеленных участках. Отпускать и подтягивать спицы при устранении овальности следует неодинаково: спицы, удаленные от замеленных участков, ослабляют больше, чем спицы, близкие к этим участкам.

При искривлении обода в плоскости, перпендикулярной оси колеса, мел может оставить на боковой поверхности обода несколько следов, свидетельствующих о значительном осевом биении обода в нескольких точках. Осевое искривление обода устраняют, ослабляя спицы, идущие к замеленной стороне обода, и натягивая спицы на этом же участке, но идущие к другой стороне ступицы.

Овальность и «восьмерку» обода устраняют, подтягивая одни и ослабляя другие спицы и все время проверяя мелом. Выправление обода считается законченным, когда его биение по радиусу не превышает 2мм по оси — не более 3мм. Проверку расположения обода на ступице можно сделать шнуром.

Проверка расположения обода на ступице

Боковую качку колеса, вызванную разработкой шарикоподшипников, устраняют, сняв колесо с мотоцикла и заменив разработанные (изношенные) подшипники новыми.

При разборке переднего колеса для замены шарикоподшипников следует:

  1. отвинтить с правого конца оси гайку крепления и контргайки с обоих концов оси;
  2. снять с правого конца оси тормозной диск и с левого — корпус сальника с установленной в нем фетровой прокладкой;
  3. выбить из ступицы ударами молотка ось вместе с надетым на противоположный конец ее шарикоподшипником;
  4. ударами по внутренней обойме снять этот подшипник и выбить из ступицы ударами по наружной обойме второй шарикоподшипник;
  5. снять со ступицы пружинное кольцо, шестерню привода спидометра и резиновый сальник ступицы.

При разборке заднего колеса снимают гайки его крепления. Корпус левого сальника. Тормозной диск и выбивают из ступицы оси шарикоподшипники. После тщательной промывки деталей колес в бензине или керосине нужно проверить, не повреждены и не изношены ли шарикоподшипники, нет ли задиров и рисок на внутренней и рабочей поверхностях тормозного барабана. Обнаруженные дефекты можно устранить шлифовкой поверхности барабанов мелкозернистой наждачной бумагой. Кроме того, следует проверить состояние фетровых уплотнительных прокладок сальников, шестерни привода спидометра и зубьев зубчатки ступицы заднего колеса. Если эта зубчатка изношена и ее отдельные зубья выкрошены или сломаны, заднее колесо заменяют новым.

Для сборки переднего колеса необходимо:

  1. надеть на внутреннюю часть ступицы резиновый сальник с ограничительными шайбами, шестерню привода спидометра и пружинное кольцо;
  2. надеть на ось колеса правый шарикоподшипник и осадить его ударами по внутренней обойме до упора в буртик, вставить ось колеса в отверстие ступицы и ударами по внешней обойме этого шарикоподшипника поставить его на место в ступицу;
  3. надеть на другой конец оси левый шарикоподшипник и посадить его на место в ступице до упора в буртик оси;
  4. запрессовку левого шарикоподшипника производят ударами через шайбу для равномерной передачи усилия как внутренней, так и наружной обоймам подшипника;
  5. перед постановкой подшипников внутренняя часть ступицы и шарикоподшипники должны быть обильно смазаны солидолом;
  6. поставить защитные шайбы шарикоподшипников, надеть на левый конец оси корпус сальника и на правый тормозной диск установить контргайки и гайки крепления колеса.

Сборка ступицы заднего колеса ограничивается установкой шарикоподшипников 4 и 11, защитных шайб, корпуса сальника, тормозного диска и гаек крепления колеса. Собранные колеса до их установки в заднюю и переднюю вилки должны быть проверены на легкость вращения.

  1. Ремонт передней телескопической вилки мотоцикла Восход