Вездеходы - обзор первых экспериментальных машин

С тех времён, когда люди ездили на лошадях по всему миру, утекло много воды. И отношение к машинам по их возможности проехать по земле сильно менялась. Лошади, быки, ослы и верблюды являются основными тягловыми животными вдали от цивилизации. Но цивилизация наступает на всех континентах. И в городах животные уже мало уместны.

Они заменяются повозками на колёсах. Но вездеходы появились позже просто автомобилей. Когда повозка без лошадей застревала в грязи, её вытаскивали те же лошади. На дорогах их было много и люди, таким образом проезжали в дождливую пору.

Военные всегда стремились поставить вооружение и армию на большие, мощные и везде проходные машины. Потому в СССР выпускались только огромные и мощные вездеходы. Так, история завода ЗИЛ расскажет об удивительном для того времени разнообразии и количестве вездеходов.

Они экспериментировали с разными движителями и компоновками. Так был создан ЗИЛ – 167. Этот экспериментальный образец, как и многие другие, не пошёл в серию, а послужил научной базой для фундаментальных исследований проходимости как машин разной компоновки, так и различных грунтов и снега!

У него были три ведущих моста, передний и задний – поворотные, с двойным гидроусилителем, два двигателя от серийных машин ЗИЛ, запас хода на 600 километров и баков на 900 литров топлива! То есть больше ста литров на сто километров пути! И цельный пластиковый отопляемый кузов на 6 тонн груза. Именно он дал возможность снизить массу машины. Она составила «всего» 11 тонн!

Вывод:

Все вездеходы великих империй рассчитаны на военное использование. Или на максимально возможный вес и груз, и тяжёлые условия эксплуатации. Любая экономичность или экология не рассматриваются в принципе, даже на конструкторском уровне.

Однако именно советская научная мысль дала жизнь таким машинам – вездеходам, как Нива, УАЗ, Газ 66, которые являлись мировыми премьерами и потом в разных вариантах были построены во всём мире.

вездеход Газ 66

ГАЗ-66 © Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

Внедорожники всего мира очень отличаются по принципу использования. В настоящее время бездорожье активно используется для передвижения только в России, в странах Африки и в северных странах Европы:

  1. В южной Африке используют внедорожные автобусы из нержавейки (обычные сгнивают во влажном и жарком климате).
  2. На севере используют тяжёлые тёплые и надёжные машины, так как от их работы зависит жизнь людей.
  3. А в северной Америке был изобретён плавающий полноприводный мотоцикл для езды по лесам, где не пройдёт автомобиль.
  4. В России внедорожники, в основном месят грязь. И используются чаще для развлечений, хотя и серьёзной работы у них много.

В Америке сухо, и внедорожники используются в основном для развлечений и покатушек в карьерах. Для них мода – бигфуты на огромных колёсах, и край надо что-то раздавить из автомобилей. А с мощными моторами – ещё и попрыгать с трамплина. Или по песчаным стенам полазить. Их внедорожники – очень дорогие, мощные и специально подготовленные машины для шоу.

Российские же внедорожники – это переделанные из серийной техники самоделки максимально простые в изготовлении. И максимально дешёвые. Так даже полярный Урал самоделки проходили на камерах от серийных грузовиков и с моторами в кабинах, чтобы не замерзали. А вместо обшивки кузова – было сшито нечто типа утеплённой палатки. Лишь бы проехать и выполнить задачу. Не до понтов и рогов на крыше.

И теперь любой желающий или нуждающийся в подобном транспорте может сделать сам, приобрести или заказать нужную машину. Аналогов много и опыт имеется огромный. Появляются постоянно новые конструкции. А в России осталось наделать самых проходимых и вместительных машин для тайги – кольцевых дирижаблей, не нуждающихся в аэропортах. Это действительно необходимо для развития и новых территорий, и туризма, и связи уже существующих мест жительства людей нашей огромной страны.

Похожие темы:

  1. Пневматики вездеходы сверхнизкого давления